Актрисы в Чулках в Фильмах про Войну

Январь 14, 2017
В 1960 году актрису приглашает
«Они шли на Восток». Реж. Джузеппе Де Сантис, Дмитрий Васильев, 1964

В 1964 году живой классик кинорежиссуры и один из отцов итальянского неореализма Джузеппе Де Сантис отправился в СССР снимать двухсерийный фильм «Они шли на восток» — рассказ о дивизии довольно симпатичных итальянских солдатиков и офицеров, высадившихся среди полтавских подсолнухов в щедрую пору урожая 1941-го топать на Москву, за полтора года основательно поредевшей, пока февральский буран 1943-го не занес окоченевшее тело последнего из них под Ростовом. Хотя сам режиссер вышел из этой советской авантюры с едва ли меньшими для своей репутации потерями, чем его экранная дивизия — во всяком случае, за последующие тридцать лет жизни он лишь единожды наскреб денег на постановку — этот его фильм с частоколом покосившихся, как заборы и ставни опустошенной карателями деревни, черно-белых подслеповатых кадров нынче смотрится так, будто это он на материале Второй мировой накаркал «Ведьму из Блэр» (где тоже все отправились в коллективный поход, а пропали поодиночке при удивительных и не до конца понятных обстоятельствах) и представляет безусловный интерес для синефила.

В рамках же данной статьи он интересен нам тем, что его обрамляют два камео двух главных див советского оттепельного кино о войне — Жанны Прохоренко и Татьяны Самойловой, причем их фамилии вынесены в титрах галантным итальянцем в самое начало, в том числе впереди исполнивших в картине крупные роли американца Питера Фалька, будущего Коломбо, и одного из ведущих актеров итальянского политического кино 1970-х Риккардо Куччола («Сакко и Ванцетти», «Следствие закончено: забудьте»). У каждой из актрис — буквально по пять минут присутствия и, от силы, по три реплики. Однако, как Рабиндранат Тагор в свое время призывал юного Сатьяджита Рея находить и выявлять суть всего безбрежного мира в капле росы на стебельке травы у родного порога, так Де Сантис в этих камео емко и лаконично явил квинтэссенции образов обеих актрис и подарил будущим исследователям их творчества — практически, на стекле под микроскопом — опытный экземпляр для сравнительного анализа, позволяющего с максимальной точностью определить специфику экранного присутствия каждой.

Источник: seance.ru
Рассказать о статье